С 1 июня 2016 года претензионный (досудебный) порядок урегулирования большинства гражданско-правовых споров стал обязательным в арбитражном процессе. Несоблюдение этого порядка является основанием для того, чтобы вернуть исковое заявление или оставить его без рассмотрения.
Новые нормы АПК РФ устанавливают: чтобы обратиться в арбитражный суд, необходимо соблюсти претензионный порядок. Исключения есть, все они перечислены в кодексе.
В силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ по общему правилу все споры, вытекающие из гражданских правоотношений, могут быть переданы в арбитражный суд после того, как стороны приняли меры по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней с даты, когда была направлена претензия (требование). Договором допускается изменить срок и сам претензионный порядок, но нельзя отменить необходимость его соблюдения.
Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);
- присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);
- несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);
- защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);
- досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
- оспаривание решений третейских судов (гл. 30 АПК РФ);
- по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ).
Арбитражные суды ограничительно толкуют перечисленные исключения и указывают, что ч. 5 ст. 4 АПК РФ в действующей редакции является императивной нормой. Первая практика арбитражных судов демонстрирует, что они придерживаются строго формального подхода и к соблюдению претензионного порядка, и к доказыванию того, что он соблюден.
Досудебный порядок не считается соблюденным, если:
- не истек 30-дневный срок для ответа на претензию;
- из претензии следует только то, что истец не согласен с действиями контрагента;
- в качестве претензии выступает уведомление об уступке права требования;
- иск предъявлен до истечения срока, указанного в претензии, и истец не может документально доказать, что она была направлена.
Претензия должна строго соответствовать конкретному исковому требованию, нужно составлять очень подробные и структурированные претензии с описанием каждого случая неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Направив претензию, истец должен дождаться либо уведомления о ее получении и результатах рассмотрения, либо истечения срока, установленного законом или договором для ответа на претензию. Только после этого стоит обращаться в арбитражный суд. Таким образом, можно предотвратить риск, что суд вернет исковое заявление.
Цены на услуги по досудебному урегулированию споров
Вид услуги
|
Что входит в услугу
|
Стоимость услуги
|
Досудебное урегулирование споров
|
|
от 4 000 руб.
(в зависимости от сложности)
|
Позвоните нам по телефонам:
8-913-735-11-10 или 8-913-485-57-76